Детское айкидо – за и против

Автор: | 17.11.2015

DSC_0293Ай – ки, корень силы любви,

Побуждает любовь расти

Вечно.

Великая Вселенная

Сама является Путём ай-ки –

Светом для бесчисленных народов,

Открывающим мир.

Эта красивая форма     

Небес и земли

Является единственным домом,

Созданным духом-хранителем.                          

В этой статье я постаралась ответить на вопрос – можно ли детям заниматься айкидо? Мнения по этому поводу расходятся. Постаралась донести своё понимание нужности этих занятий и надеюсь, что категорические противники детского айкидо изменят своё мнение.

Что такое айкидо?

Почему я решила написать на эту тему? Недавно на лекции мне был задан вопрос  о моём  отношении к детскому айкидо и соответственно, обосновать его. Положительное отношение мне казалось естественным, но не все так думают. Меня это заинтересовало, и я решила разобраться. Как результат появилась эта статья.

Многие вообще не знают, что такое айкидо. А большинство из тех, кто что-то слышал, воспринимают его как оборонительный вид единоборств и относятся как к спорту. В своей книге «Айкидо и гармония в природе» Саотомэ  Мисцуги пишет: «Айкидо – это не спорт. Это дисциплина, воспитательный процесс для тренировки ума, тела и духа. Настоящей целью является не физическая техника, а приобретение инструмента для собственного совершенствования и духовного роста».

Осмыслив и поняв это, мы откроем всю многогранность искусства айкидо.

Части и целое

Так что же такое айкидо? Чтобы понять смысл этого слова, рассмотрим значение каждого иероглифа.

 Ай. Обычно ай переводят как «гармония». Но иероглиф, обозначающий слово ай, состоит из трёх отдельных символов, которые обозначают: «человек», «один» и «рот». Итак, ай – это когда «все люди разговаривают в один голос», то есть находятся в единстве. Я думаю, что «гармония» правильное слово для передачи этой мысли. В данном случае слово  «гармония» означает, что все вещи уже соединены. Всё едино.

Ки. Иероглиф ки состоит из двух отдельных символов. Первый символ – «тучи и дождь». Второй символ – означает «рис». Смысл всего иероглифа заключается в том, что рис пьёт дождевую воду и растёт. Хороший урожай риса и возможность питаться им означали в древности  саму жизнь. Именно поэтому использовали сочетание этих символов для выражения понятия ки, иными словами, самой жизни. А жизнь есть единый поток энергии, процесс роста и развития. А что, как не любовь, движет всем этим потоком?

До. Иероглиф до тоже образован двумя символами. Первая часть иероглифа означает «путь», а вторая – «индивидуальный». Но эти два символа объединены, что говорит об углублённом значении слова «путь». Мы можем сказать, что жизненный путь каждого человека уникален.

Когда эти три уникальных иероглифа соединены вместе, мы получаем: Ай – Ки – До – личный Путь постижения гармонии с тем, что есть сама жизнь. Я думаю, что такое  понимание смысла слова  айкидо наиболее доступно.

Скрытая суть мироздания

Автор первого материала, который мне попался при подготовке этой статьи, считает, что детское айкидо не имеет смысла. Что дети не смогут понять суть айкидо, даже когда вырастут. А изучение техники без понимания даже вредно. Своё мнение он основывает на том, что Морихей Уэсиба  допускал к обучению только тех, кому исполнилось 25 лет. По его предположению, к этому возрасту человек накапливает минимальный духовный и жизненный опыт для понимания сути айкидо.

Но сколько даже более взрослых людей не может прийти к этому! И почему он такого низкого мнения о детях? Ещё Рерихи в Учении Живой Этики говорили: «Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймёт скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдёт к справедливой оценке».

Ребёнок уже рождается с внутренними знаниями, которые со временем забывает, попадая под влияние общественного мнения. Бывает очень полезно наблюдать за детьми и учиться у них, не думая, что если вы взрослый, то всё знаете лучше. Нужно относиться к ним, как к взрослым, как к равным, уметь их слушать.

Обучение надо начинать с возможно раннего возраста. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий.  Кто, если не мы, должен помочь нашим детям не забыть то, что они знают и дать понимание величия Мироздания?!

В подтверждение своих слов хочу привести высказывание Киссёмару Уэсиба: «Наблюдая лично занятия айкидо для детей и подростков, я пришёл к заключению, что решение об открытии класса  для них оправдано… При обучении детей никогда не думать, что они не способны понять основы айкидо. Дети тоже должны рассматриваться как личности, ищущие развития по пути любви и гармонии, как и все мы, независимо от возраста».

Дисциплина в Айкидо

Большое внимание на тренировках уделяется дисциплине, которой детям очень не хватает. Воспитание её начинается с этикета, который включает в себя понятия уважения, вежливости, признательности, почтения и к человеку, и к природе. С него в айкидо начинаются и заканчиваются тренировки. Следуя правилам этикета, мы учимся справляться с агрессивностью, проявлением различных эмоций, с чрезмерным разрастанием эго. Начинается понимание того, что всё находится в единстве.

Очень важна дисциплина мысли. Для овладения мышлением дети  учатся такому упражнению, как медитация – концентрации внимания на чём-то определённом. Дальнейшее овладение мыслью заключается в умении направить мысль и отставить ненужную, видеть мысль партнёра.

Ки-тесты

Природа одарила человека множеством способностей. Одна из них – единство сознания и тела. В экстремальных условиях люди используют данное им. А в повседневной жизни забывают об этом или боятся.  Коичи Тохеем были сформулированы четыре основных принципа объединения сознания (ума) и тела.

  1. Держите внимание на единой точке (Правило сознания).
  2. Полностью расслабьтесь (Правило тела).
  3. Поддерживайте вес в нижней части тела (Правило тела).
  4. Расширяйте Ки (Правило сознания).

Все четыре принципа имеют одну суть. Если вы постигнете один, значит, сможете постигнуть все. Для обучения используется метод Ки-тестирования. Согласованность сознания и тела ученика определяется нажимом на различные части его тела. Если тело остаётся неподвижным, значит, Ки-тест пройден. Есть дети, которым не нужно объяснять принципы. Они выполняют их сразу, ими ещё не утрачено это состояние единства сознания и тела, с которым рождается каждый человек. Ки-тестов очень много. В дальнейшем ученики проводят их в паре, оценивая состояние друг друга. Благодаря освоению этих принципов, дети развивают образное мышление, ощущение устойчивости, учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Координация движений

Высказывается мнение, что у детей 3-5 лет недостаточно развита координация движений, и поэтому в этом возрасте их рано отдавать на айкидо. Но ведь занятия и помогают развить эти способности.

Дьяков А.К. в своей работе «Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста» предлагает разработанную и научно обоснованную  программу занятий айкидо для детей младшего школьного возраста. Данная программа уже осуществляется на базе нижегородского спортивного центра «Динамо».
Он пишет: «На наш взгляд, обращение к такому нетрадиционному виду физической культуры, как айкидо, и введение его в систему по физическому воспитанию дошкольников,  могут позволить разрешить  ряд важных в таком воспитании проблем: не только обеспечить гармонизацию телесного (физического) и духовного (культурного) начал, но и выступить в качестве мотивационной составляющей формирования потребности мышечного и эмоционального удовлетворения, а также условием развитии  психомоторики и функциональных возможностей и, наконец, воспитания личности и существенного повышения ресурсов здоровья младших школьников».

Цель Айкидо

Айкидо достаточно молодой вид боевых искусств, но интерес к нему по всему миру огромен. Думаю, такое внимание вызвано тем, что в айкидо нет соревнований, а значит, нет агрессии, которой так много в нашем мире.

В заключение хочу привести слова Мичио Хикитсучи – первого ребёнка, которого О`Сенсей Уэсиба принял в ученики. «Из любви рождается гармония, а гармония порождает счастье. Счастье и радость – великие сокровища. Эти сокровища – не золото и бриллианты. Это духовное. Важнее всего для мира стать одной семьёй. Не имеет значения, сильные техники или слабые. Айкидо учит, что с любящими сердцами мы можем сделать всех одной семьёй. В этом цель Айкидо».

Людмила Наумова, тренер РООО «Федерация Ки-Айкидо «Тайкикай»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *